Современный балет. Балет
Работу выпОлнила Ширяева Т.М. Учитель МОУСОШ№21 Балет.
Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел.
Зарождение балета. В Италии, во Франции расцветает пышное торжественное зрелище - придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы», поставленное итальянским скрипачом, Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новерром.
Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. К XVI веку относятся первые большие поселения в Москве иностранцев, привезших с собой европейскую культуру и европейские развлечения, среди которых немалое место занимал театр. Укреплялись связи с Европой - появлялись и европейские культурные мероприятия. Развитие балета на Руси тесно и неразрывно связано с развитием театрального искусства вообще. Ю.Бахрушин пишет: «По театральным законам того времени, независимо от жанра пьесы каждый акт должен был заканчиваться театральным танцем, именовавшимся балетом. За рубежом эти балеты носили название выходов, так как исполнители выходили танцевать в антрактах из-за кулис на авансцену. В России балеты стали называться междусеньями, в связи с тем что ставились они между актами, которые именовались сеньями, то есть сценами»
Первый балетный спектакль. В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима. Точно неизвестно, кто он был по происхождению - скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.
Балет как искусство. В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, утрачивая драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании. В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики. Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».
Танец-модерн. Танец модерн - направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале XX века движение служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.
Балет
Выполнила: Диденко Ирина Ученица 8 класса Б
МОУ СОШ № 23
Что такое балет?
Балет- вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет.
Балет возник в Италии 15 века, в эпоху Возрождения. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому начиная с XIX века относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего, а во многих спектаклях - также и гротеск.
Когда возник балет?
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Русский балет
Танец модерн - направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был свободный танец, который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Айседора Дункан.
Танец модерн
В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».
Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин.
Балет как искусство
Понятие балета Балет – вид театрально-музыкального искусства, в котором сценический образ создается с помощью хореографии и танцевально-пластического языка. Возникновение балета Балет – высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально- сценического представления. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики, мимики и сопровождал различные стороны жизни древнего человека. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший французскую Академию танца (ныне театр Парижской Оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которых лег принцип выворотности ног.
Балет – движение под музыку Сначала балет представлял из себя придворные танцы, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее балет превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов. «Музыка – душа танца» - говорил французский балетмейстер XVIII века Новер. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию – является эхом, повторяющим то, что говорит музыка».
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Балет как жанр начал формироваться в Европе в начале 16 века , в балете не звучат слова, балет, это: МУЗЫКА, ТАНЕЦ, МИМИКА
- Балет - синтетический вид искусства, его исполнение – спектакль, а потому хороший балет это:
- Либретто , написанное литератором,
- Музыка , созданная композитором,
- Опытный, талантливый балетмейстер ,
- Исполнители владеют искусством хореографии и актёрским мастерством,
- На высшем уровне оркестр и дирижёр ,
- Лучшие художники занимаются оформлением декораций (занавес, костюмы и т.д.)
- Осветители, гримеры, парикмахеры, дублёры…
- «Лебединое озеро», «Щелкунчик»,
- «Спящая красавица» П.И.Чайковского
- «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.С.Прокофьева
- «Петрушка» И.Стравинского
- «Петрушка» И.Стравинского
был впервые разыгран спектакль в танцах.
Так родился БАЛЕТ
пишет словами проект будущего танцевального спектакля , намечает характеры героев, протягивает нить повествования, или, говоря другими словами, создаёт сюжет .
- Есть и равноценная замена слову балетмейстер – хореограф , то есть, в переводе с греческого, тот, кто пишет (сочиняет) танец.
Пуанты – в переводе с французского означает острие , кончик.
- Пуанты – это специальная
обувь для женского
классического танца,
танца на кончиках пальцев.
- В переводе с французского – балетный корпус , то есть личный состав балета.
Кто участвует в создании балета?
Что может лежать в основе
Назовите известных вам композиторов, написавших музыку к балетным спектаклям
- 1.Представление средствами мимики и жестов, без слов.
- 2.Плавность, изящество движений.
- 3.Выразительное движение, преимущественно рукой.
- 4.Искусство, без которого балет не стал бы балетом.
- 5.Артисты балета, исполняющие групповые танцы в массовых сценах.
- 6.Вставной хореографический номер в балетном спектакле.
- 7.Упражнение в балете или музыке.
- 8.Полный оборот на одной ноге в танце.
- 9.Искусство танца в балете.
- 10.Человек, который проводит репетиции.