Работа по совместительству — основы законодательства. Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству? Совместитель предупреждает об увольнении за две недели

Согласно действующему законодательству любой гражданин имеет право свободно выбирать работу, на которой он желает осуществлять трудовую деятельность. И если на данный момент он уже трудоустроен, но по каким-то причинам желает найти еще одну работу, то он свободно может это сделать.

Исключение составляют ряд категорий работников, для которых ограничена или запрещена такая возможность в связи с особой спецификой осуществляемой ими деятельности.

Работа одновременно на нескольких должностях, в соответствии со ст.282 ТК РФ, является совместительством и может производиться как в рамках одной организации, так и в различных. Она осуществляется на основании заключенного между сторонами трудового соглашения.

С точки зрения законодательства совместительство не отличается от основной трудовой деятельности по своему характеру и сохраняет за работником все полагающиеся права. Это касается и гарантий, предусмотренных для трудящихся нормативно-правовыми актами.

Единственное ограничение, связанное с трудоустройством на второстепенную работу, касается её продолжительности. В соответствии со ст.284 ТК РФ суточная норма составляет не более 4-х часов, при условии, что в этот день гражданин исполнял должностные обязанности по основному месту работы.

Если работа по совместительству припадает на выходной день на главном месте, то гражданин может отработать полную смену. Однако при этом количество отработанных часов в неделю и/или месяц не должно превышать половины нормы часов на основной должности.

Совместительство госслужащих с точки зрения трудового законодательства

Вопросы, связанные с осуществлением трудовой деятельности госслужащими, закреплены в ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г. Согласно указанному нормативно-правовому акту лицо, работающее в данной сфере, имеет право трудиться по совместительству, но с рядом условий и ограничений. Это правило касается и муниципальных служащих, трудовая деятельность которых регулируется ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007г.

Согласно ст.14 ФЗ №79-ФЗ, лица, осуществляющие трудовую деятельность в сфере государственной гражданской службы, имеют право трудоустраиваться на иную работу в свободное от основных обязанностей время. Для этого им необходимо заблаговременно уведомить о таком желании своего нанимателя.

Работодатель имеет право отказать в удовлетворении данной просьбы только в случае, если предполагаемое совместительство может повлечь за собой конфликт интересов. Под данным понятием подразумевается, что осуществление должностных функций на дополнительном месте работы, станет причиной ухудшения качества исполнения обязанностей на основном. При несогласии служащего с таким решением он имеет право обжаловать его в суде.

Уведомление о намерении трудоустроиться по совместительству может быть рассмотрено не только работодателем, но и антикоррупционной комиссией. Она изучает заявление от служащего в течение нескольких дней. После этого трудящемуся направляется уведомление о принятом решении. Если отказ в удовлетворении просьбы служащего было вынесен данным органом, то обжаловать его не удастся.

Так как для госслужащих не установлена сокращенная продолжительность трудовой недели, то по совместительству они могут работать не более 20 часов. Максимальная продолжительность суточной смены составляет 4 часа, при условии, что в этот день служащий работал на своем основном месте. Если в этот день он не выполнял свои основные обязанности, то данный показатель может быть увеличен до 8 часов.

К примеру, гражданин Петров является госслужащим и получил разрешение на трудоустройство по совместительству. Второстепенная работа предполагает выполнение должностных обязанностей по выходным (в субботу и воскресенье) в течение 8 часов и по два часа после основной работы в будние дни.

В сумме общее количество рабочих часов в неделю составляет: 8*2+5*2=26. При таком графике максимально допустимая продолжительность смен в неделю буде превышена на 6 часов. В связи с этим необходимо изменить график так, чтобы уменьшить общую продолжительность рабочего времени на указанное число.

Ограничения в совмещении

ФЗ «О госслужбе» №79-ФЗ устанавливает запрет на осуществление трудовой деятельности по совместительству для лиц, занимающих ряд должностей. К ним относятся:

  • Руководители учреждений;
  • Выборные должности в органах местного самоуправления;
  • Должности в профсоюзной организации, предполагающие получение оплаты труда на данном месте.

Согласно ст.17 ФЗ №79-ФЗ, не допускается организация госслужащими предприятий, целью которых является получение прибыли. Им запрещено становиться соучредителями таких организаций лично или через доверенных лиц, а также приобретать ценные бумаги, по которым может быть получена прибыль в случаях, предусмотренных указанным нормативно-правовым актом.

Виды совместительства

Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:

  1. Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.
  2. Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.

В обоих случаях обязательным является подписание сторонами трудового договора. В действующем законодательстве существует еще одно понятие, схожее по своему смыслу – совмещение. Оно предполагает возложение на служащего обязанностей другой должности в рамках одного предприятия.

Отличительной особенностью между совмещением должностей и внутренним совместительством является то, что в первом случае выполнение доп. должностных обязанностей происходит в процессе осуществления основной деятельности. Также при этом не требуется оформление трудового договора, достаточно согласия работника на выполнение обязанностей другой должности и оформление соглашения сторон.

Внутреннее и внешнее совместительство также имеет ряд отличительных особенностей. В частности они касаются процедуры оформления такой работы и внесения соответствующей записи в трудовую.

В первом случае, когда сотрудник заключает дополнительный контракт с тем же нанимателем, кадровая служба сразу вносит соответствующую запись в трудовую, которая находится у них на хранении.

Если служащий нашел подработку за пределами основного места работы, то после подписания необходимых бумаг он должен получить справку о трудоустройстве по совместительству. Её он должен передать на основное место работы, где и будет сделана необходимая запись.

При заключении трудового договора на второстепенном рабочем месте, данный документ обязательно должен содержать указание того, что трудовая деятельность осуществляется по совместительству.

Порядок оформления трудоустройства

Трудоустройство госслужащих по совместительству предполагает прохождение ими нескольких этапов:

  1. Согласование возможности работы на иной должности с руководством основного места работы и/или антикоррупционной комиссией – данный этап предполагает направление служащим уведомления, с указанием предполагаемого места трудоустройства, занимаемой там должности и получением им ответа от уполномоченного лица/органа.
  2. Получение копии трудовой книжки на основном месте работы.
  3. Предоставление необходимых документов для трудоустройства по совместительству.
  4. Подписание трудового договора и издание приказа о приеме на работу по совместительству.
  5. Получение справки о трудоустройстве и её предоставления в кадровый отдел основного места работы в течение 3-х дней с момента её оформления.
  6. Служащий приступает к исполнению своих должностных обязанностей на второстепенном рабочем месте.

И на основной, и на дополнительной работе гражданин имеет право на предусмотренные законодательством гарантии, а также надбавки и доплаты. Это касается и получения компенсационных выплат по больничному листу, но только при наличии на второстепенной работе стажа не менее 2-х лет.

Право на отпуск также сохраняется. При этом на дополнительном месте он должен предоставлять одновременно с периодом ежегодного отдыха на основном. Если его длительность на первом рабочем месте больше, чем на втором, то на последнем недостающие дни оформляются, как неоплачиваемые, то есть «за свой счет».

Верховный суд опубликовал два очередных обзора практики, на этот раз один из них посвящен спорам о конфликте интересов и другим взаимоотношениям бизнеса и чиновников, а второй - трудоустройству бывших госслужащих. Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, сделанных судьями выводов.

Верховный суд обобщил практику по делам о по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, конфликте интересов и другим нарушениям требований законодательства о противодействии коррупции. В первый обзор вошли наиболее интересные и важные решения судов всех инстанций по делам о привлечении работодателей к административной ответственности за период с 2014 по 2016 год, а во втором документе за тот же период ВС РФ сделал выводы в отношение того, что считать конфликтом интересов. Основное внимание судьи уделили вопросам административной ответственности, как самих чиновников, так и бизнесменов-работодателей.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.29 КоАП РФ , в частности, к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

Верховный суд проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, касающихся привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. В данной категории дел суды "в отдельных случаях" допускают ошибки, как отмечено в документе ВС РФ, поэтому судьи сочли необходимым высказать свою правовую позицию. По их мнению, обобщение практики вместе со сделанными выводами, позволит обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров. Суд напомнил, что:

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией. При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов. Три суда установили наличие конфликта интересов и указали, что чиновник не принял мер по его недопущению, а также письменно не уведомил об этом работодателя.

Но коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала на этот счет другой вывод. Судьи указали, что обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что его личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение обязанностей первого заместителя главы администрации. и что чиновник не попытался избежать конфликта, предупредив свое начальство. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС, но отметила, что это не является спором о конфликте интересов. Поскольку, заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение чиновником дальнейшей службы, а также с оспариванием итогов аукционов. В тексте документа сказано:

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, конфликт интересов все же возник. Суд указал, что пристав была должна проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий.

Согласно Конституции России каждый имеет право на свободное распоряжение своим трудом. Одной и форм реализации этого права является предусмотренная Трудовым кодексом РФ возможность работника трудиться по совместительству. Недостаточная оплата труда, необходимость нести дополнительные значительные расходы всегда подталкивала граждан искать дополнительную работу. Тем более в нынешнее кризисное время переоценить такую возможность сложно.

Для работодателей, как для индивидуальных предпринимателей, так и организаций, которые все чаще сталкиваются с приемом сотрудников по совместительству, данная так же актуальна. Государством установлены запреты и ограничения в этой области, изданы определенные нормативные правила которыми необходимо руководствоваться. Именно по этому, чтобы избежать ответственности за нарушения норм закона, необходимо четко понимать, как правильно принять работника в этой ситуации. Порядку оформления приема по совместительству, и некоторым практическим моментами просвещена предлагаемая статья.

Правовое регулирование работы по совместительству

Так как государство заботится о здоровье работников, а так же о соблюдении своих интересов и интересов третьих лиц при приеме на работу по совместительству, для данной ситуации издан ряд регулирующих норм. Основным нормативным актом, которым регулируется работа по совместительству, является Трудовой кодекс РФ, и в частности ст. 60.1 Кодекса и 44 Глава. Раскрывает положения его статей ряд подзаконных нормативных актов. Отдельными законами устанавливаются дополнительные ограничения и запреты на работу по совместительству. В частности такие ограничения и запреты установлены Федеральными конституционными законами «О правительстве» РФ, «О Судебной системе». Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» и т.д.

Понятие и отличие от совмещения профессий (должностей)

Работа по совместительству - это трудовая деятельность, выполняемая сотрудником, в свободное от основной работы время. Такая деятельность может выполняться как у основного работодателя (внутренне) так и у стороннего (внешнее совместительство).

Понятие «работа по совместительству» следует отграничивать от понятия «совмещение профессий (должностей)», или как ещё в обиходе говорят «совместительство должностей».

Ключевым и основным моментом, для разграничения данных терминов, является то, что работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время. При совместительстве должностей или профессий совмещаемая работа выполняется в рабочее время.

Можно выделить следующие характерные моменты как для того таки и для другого случая.

  • документальное оформление: трудовой договор и приказ,
  • временной показатель: только во время отличное от основных трудовых обязанностей.

Работа на условиях совмещения должностей и/или профессий:

  • документальное оформление: дополнительное соглашение к основному трудовому договору и приказ,
  • временной показатель: в пределах основного рабочего времени.

Законодательством не установлено ограничений на число работодателей, с которыми одновременно могут быть заключены трудовые договоры у работника.

Оформление совместителя

Для одних работодателей оформление работника по совместительству рядовой случай, для других не стандартный. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Прием на работу по совместительству сопровождается предоставлением со стороны работника следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность, паспорт, или иной заменяющий его документ.
  • диплом или иной документ, подтверждающий профессиональное образование кандидата на рабочее место (на усмотрение работодателя и в случае если специальное образование является необходимым требованием для должности, на которую осуществляется прием),
  • справку об условиях труда по основному месту работы (при приеме на должность, предполагающую вредные или опасные условия труда)

Так же помимо предусмотренных ТК РФ документов, работник, претендующий на вакантную должность, должен предоставить копию страхового пенсионного свидетельства.

Обратите внимание: Требовать от работника, принимаемого по совместительству, трудовую книжку, и тем более её заполнять, работодатель не вправе.

Заключение трудового договора осуществляется по общим правилам, установленным разделом III ТК РФ. В договоре следует указать, что выполняемая принимаемым сотрудником работа, . В договоре указывается количество часов, которые будет трудиться сотрудник.

При оформлении приказа о приеме на работу по совместительству, сотрудник кадровой службы работодателя, может воспользоваться как унифицированной формой разработанной и утвержденной Росстатом, так и формой приказа используемой на предприятии. Наиболее часто кадровики индивидуальных предпринимателей и юридических лиц используют унифицированную форму.

Вооружившись заверенной копией приказа о приеме на работу по совместительству, либо справкой с нового места работы, работник вправе обратится к основному работодателю за внесением записи в трудовую книжку. При желании работника, такая запись будет внесена по основному месту работы. Как и на остальных работников, при работе по совместительству, на совместителя заводится личная карточка. Так же на него ведется табель учета рабочего времени. Но при этом надо учитывать, что если он работает по внутреннему совместительству, то количество отработанных часов указывается отдельно по каждой должности, которую работник занимает.

Стороны трудового договора, предусматривающего работу по совместительству, вправе предусмотреть различные условия оплаты труда совместителя. Но на практике, наиболее часто используются два из них:

  • оплата пропорциональная времени, которое отработал совместитель,
  • оплата, размер которой зависит от выработки работника.

Выплата заработной платы совместителю производится в те же даты что и основным работникам.

Коэффициент совместительства

Практика приема на работу по совместительству достаточно распространена. В то же время в большинстве сфер это явление не носит массовый характер. Это скорее исключение, чем общее правило. Однако есть области деятельности, в которых прием по совместительству более чем распространен. Речь идет о бюджетных учреждениях и в частности о сфере здравоохранения и образования. Впрочем, достаточно распространено данное явление и в частых клиниках и учебных заведениях. Учет показателей такой работы важен как в статистических, так и экономических целях. Для отражения показателя работы на условиях совместительства для конкретных организаций и отраслей применяют специальный коэффициент.

Коэффициент совместительства является характеристикой состояния укомплектованности кадрами и определяется согласно приведенной ниже формуле.

Ks - Коэффициент совместительства

S - количество сотрудников

R - количество занимаемых им рабочих мест

Ограничения и запреты при работе по совместительству

Работа на нескольких должностях не всегда допускается законодателем. Очевидно, что увеличение общей продолжительности рабочего дня может пагубно сказаться на здоровье работника. Не всегда человек способен адекватно оценить свои возможности. В результате этого возможно причинение вреда, как самому себе, так и другим лицам. В некоторых случаях работа у нескольких работодателей может вызвать конфликт интересов. В особо актуальных случаях государство предусмотрело запреты и ограничения на совместительство.

Забота о здоровье граждан потребовала введение ограничения на совместительство для следующих категорий работников:

  • несовершеннолетние лица,
  • лица, работающие на вредных и опасных работах, желающие устроится по совместительству на аналогичные должности,
  • лица, управляющие транспортными средствами по основному месту работы, если труд по совместительству аналогичен основному.

Вышеуказанным лицам работа по совместительству запрещена. Во избежание конфликта интересов запрещена (с некоторыми допущениями) такая работа следующим категориям лиц:

  • члены Правительства,
  • судьи,
  • служащие государственных органов власти,
  • служащие органов местного самоуправления,
  • военнослужащие,
  • сотрудники правоохранительных органов,
  • лица, занимающиеся частной практикой: адвокаты, нотариусы,
  • руководители охранных организаций и их сотрудники.

Введено трудовым законодательством и ограничение на совмещение руководящих должностей в органах управления организаций. Необходимым требованием для возможности работы по совместительству, в данном случае, является согласие уполномоченного органа организации или собственника (лица уполномоченного представлять его) имущества организации.

Кроме перечисленных ограничений, законодательством предусмотрено и предельное количество часов может быть использовано при работе по совместительству. Так в течение дня такая работа не должна занимать четырех часов. Но при этом если по основному месту работы человек не был занят, то по совместительству он может работать полный рабочий день.

В случае если работодателем и работником нарушены предусмотренные законодательством требования, запрещающие или ограничивающие работу по совместительству, то обе стороны трудового договора могут быть привлечены к ответственности. При этом для работодателя такая ответственность предусмотрена в виде административного штрафа размером до 50 000 рублей, а при повторном нарушении до 70 000 рублей. Для работника трудовым законодательством предусмотрена ответственность в виде расторжения трудового договора.

Генеральный директор является главой коммерческой организации . Его основные направления работы направлены на общее руководство хозяйственной и производственной деятельностью компании. Это лицо несет ответственность за принятые на предприятии решения, за сохранность имущества.

Работа по совместительству регламентируется нормами трудового права, в частности, ТК РФ. Это вид отношений, которые возникают в результате оформления трудового соглашения между соискателем и работодателем.

Кроме основного вида трудовой деятельности, человек имеет право на дополнительную работу, но вне рабочего дня на главном месте работы.

Дополнительная работа — это вид занятости, который называется совместительством. Особенности исполнения должностных обязанностей по этому виду занятости регламентируются главой 44 ТК РФ .

Этот закон не запрещает совместительство: любой человек может оформлять трудовые договоры с любыми нанимателями. Об этом говорит . Из этого следует, что генеральный директор имеете право быть совместителем . Но это положение имеет определенный нюанс.

По внутреннему совместительству, в случае, если генеральный директор выступает учредителем компании в одном лице, трудовое соглашение необязательно оформлять. Это было сказано в Письме Роструда №177-6-1 от 2013 года. Одно из обязательных положений, которое закрепляется в трудовом соглашении, касается рабочего времени лица, трудящегося по совместительству.

Основные ограничения

  • лица до 18 лет;
  • лица, работающие на предприятии с вредными, опасными условиями труда;
  • сотрудники ЧОП и их руководители;
  • некоторые категории служащих на государственных должностях.

Руководители предприятий могут быть совместителями . Но их прием на работу возможен только после получения разрешения с основного места работы.

В расчете заработной платы для совместителя не существует никаких отличий от основного работника. Заработок состоит из оклада, премий, дополнительных выплат.

ТК РФ работу по совместительству определяет к рабочему времени при повременной оплате трудовой деятельности. Оклад совместителя не может быть больше 50% оклада основного работника на этой же должности. Закон исходит из логики, что трудовое время совместителя ограниченно.

Оклад совместителя устанавливается по штатному расписанию организации . Расчет производится с учетом того, что рабочее время совместителя короче времени основного работника.

Если предприятие для своих работников устанавливает премии, дополнительные выплаты, они также должны выплачиваться совместителю.

Оплата работы совместителя должна производиться с учетом льгот , которые устанавливаются в каждом регионе РФ. Например, это могут быть районные надбавки, коэффициенты. Они должны быть учтены при расчете заработной платы совместителя.

При определении размера зарплаты сотрудникам, руководитель обязан руководствоваться правилом, по которому всему персоналу предприятия устанавливается равная плата труда равной ценности .

Как принять на работу генерального директора? Узнаем из представленного видео.