Мы являемся поставщиками по гособоронзаказу продукции, которую сами покупаем. Ценообразование в сфере гособоронзаказа Допустимый размер прибыли по государственным контрактам

В Общественной палате состоялось совещание на тему «Вопросы ценообразования на продукцию военного назначения». В мероприятии приняли участие Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ и Союз машиностроителей России.

Редакция «ВПК» решила опубликовать фрагменты выступлений участников совещания. Общим во всех докладах было сожаление по поводу того, что представители Минобороны РФ не участвовали в дискуссии с промышленниками. В частности, открывая совместное заседание, председатель Комитета по оборонной промышленности Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО «Концерн «Созвездие» Азрет Беккиев сказал: «Вот уже года три тема ценообразования продукции военного назначения является приоритетной у руководителей предприятий ОПК. Минобороны, как бы оно ни пыталось отмахнуться от этого вопроса, приходится идти на уступки». Представители военного ведомства имеют возможность присоединиться к дискуссии и высказать свою точку зрения по проблемам ценообразования на страницах нашей газеты.

Баланс интересов заказчика и производителя

В сфере создания вооружения, военной и специальной техники, эффективности использования средств государственного бюджета на эти цели одним из важнейших вопросов является система ценообразования на вооружение, военную и специальную технику.

Ключевую роль в этой системе играют:

1. Минобороны России в части формирования начальной цены государственного контракта при размещении гособоронзаказа.

2. Федеральная служба по тарифам в части регистрации цен, по определению уровня рентабельности при производстве продукции, поставляемой по гособоронзаказу, правил формирования цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем.

3. Минэкономразвития России в части порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов при прогнозировании цен на продукцию военного назначения.

Следует отметить, что в настоящее время стройной иерархической системы, создающей единые требования, правила поведения, взаимоотношений, обязанности и ответственности в вопросах ценообразования всех участников создания ВВСТ, нет.

Коллаж Андрея Седых

По вопросам порядка определения состава затрат на производство и разработку научно-технической продукции, правил формирования цен на вооружение и военную технику, определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного контракта разработаны нормативные акты, методические указания и рекомендации Минэкономразвития России, ФСТ России, Минобороны России, Минпромэнерго России, Минпромторга России.

В настоящее время возникла необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих единый подход участников к размещению и выполнению государственного оборонного заказа.

Для обеспечения единого подхода при определении цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, приказом ФСТ России от 15 декабря 2006 года № 394 утверждены Методические рекомендации по определению уровня рентабельности при производстве работ (услуг) оборонного назначения, а также величины прибыли при расчете начальной цены государственного контракта.

С целью оптимизации использования бюджетных средств при выполнении государственного заказа Минобороны России считает целесообразным внести изменения в Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 656, в части ограничения рентабельности на собственные затраты до 20%, на покупные комплектующие изделия – до 1%.

Предложения Минобороны одобрены президентом Российской Федерации (письмо Минобороны России от 24 ноября 2010 года № 205/8383), но не согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (поручение правительства Российской Федерации от 7 декабря 2010 года № ВП-П7-8477).

С учетом предложений Минобороны России в настоящее время ФСТ России разработала проект приказа о внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению уровня рентабельности при производстве продукции (работ, услуг) оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, который согласован с Минпромторгом, Роскосмосом, ГК «Росатом» и находится на рассмотрении в ВПК при правительстве Российской Федерации.

Сравнительный анализ уровня рентабельности изделий военного назначения за 2008, 2009 и 2010 годы, рассчитанного в соответствии с подходами Минобороны и действующими Методическими рекомендациями ФСТ России, показал снижение общего уровня рентабельности от 20 до 30%. При этом статистических и каких-либо иных расчетов, обосновывающих необходимость снижения нормативов рентабельности, не представлено.

Снижение уровня рентабельности соответственно приведет к снижению уровня прибыли (чистой прибыли) организаций, для которых этот уровень является основным источником финансирования мероприятий, направляемых на развитие производства и инфраструктуры.

Кроме того, фактические затраты организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) с многоуровневой кооперацией, выпускающих сложную технику, во многих случаях превышают принятые в цене нормативные затраты в связи с опережающим ростом цен на материалы, комплектующие изделия, которые в основном являются продукцией предприятий-монополистов. Ценовая разница погашается за счет прибыли организаций. В результате производство высокотехнологичной продукции и продукции с длительным производственным циклом ряда организаций становится низкорентабельным или убыточным.

В целях стимулирования выпуска высококачественной и инновационной продукции военного назначения необходимо разработать:

1) механизмы стимулирования высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции военного назначения, в том числе применение цен, обеспечивающих заинтересованность организаций-изготовителей в создании и освоении новых образцов военной техники, не имеющих отечественных аналогов, возмещение затрат на подготовку и освоение новой военной техники, применение противозатратных методов формирования цен с учетом изменения заявленных тактико-технических характеристик, стимулирование снижения затрат и повышения качества продукции, учет экономических рисков и их распределение между заказчиками и исполнителями государственного оборонного заказа;

2) продолжить совершенствование действующей статистической отчетности, направленное на повышение эффективности анализа цен в организациях ОПК, и создать единую информационную базу по номенклатуре государственного оборонного заказа;

3) систематически проводить мониторинг изменения цен и факторный анализ изменения структуры затрат для выявления причин необоснованного роста цен.

Для создания эффективной системы государственного регулирования цен необходимо дополнительно разработать или внести изменения в следующие нормативные документы:

  • методику гибких цен (модели цен и их применение) на продукцию военного назначения, разработка которой предусматривается в Комплексном плане по формированию государственной контрактной системы по поставке продукции для федеральных нужд в сфере государственного оборонного заказа. Отказ от ранее действовавшей более гибкой системы цен и переход на применение только твердых цен привели ряд предприятий ОПК к резкому снижению рентабельности выпускаемой военной продукции и потере в значительной степени заинтересованности исполнителей в получении государственного заказа;
  • порядок формирования прибыли на научно-техническую продукцию;
  • порядок формирования отдельных статей затрат в себестоимости продукции военного назначения, в первую очередь затрат на оплату труда;
  • правила формирования цен на ремонт и утилизацию вооружения и военной техники;
  • порядок применения прогнозируемых индексов-дефляторов и расчета фактических индексов цен по видам продукции военного назначения;
  • федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части введения гибких цен на оборонную продукцию с производственным циклом свыше одного года.

Издержки ликвидации Госкомцен и Госплана

Для ОСК в сфере ценообразования ГОЗ существуют два актуальных вопроса. Прежде всего речь идет о необходимости внесения изменений в 94-ФЗ в части возможности использования различных моделей цен, а не только твердо фиксированных. Второй – необходимость формирования единой стратегии ценообразования, в основе которой не только будет лежать технология ценообразования, но и определен субъект ценообразования, определены его права и обязанности. Очень важная проблема – это определение «равноудаленного» органа, уполномоченного решать спорные вопросы.

Сейчас при размещении ГОЗ действует принцип «купил-забыл». Для простой продукции такой способ вполне приемлем, но для сложной продукции, которой является продукция военного назначения, такой подход непригоден. Проиллюстрирую это на примере размещения заказов на конкурсной основе с использованием твердых цен нашими предприятиями. Это приводит к тому, что в стремлении снизить цену конструкторские бюро вынуждены не разрабатывать новые образцы, а использовать старые и дорабатывать их. Таким образом, твердые цены подавляют инновации.

При заключении контракта на строительство изделия заказчик хочет, чтобы мы ему продемонстрировали прозрачность формирования цены. Но мы, как правило, не можем этого сделать потому, что судостроение как наукоемкий процесс предполагает, что рабочая документация, на основе которой формируется цена, разрабатывается вплоть до окончания испытаний головного судна.

Использование твердо фиксированных цен не учитывает и особенностей судоремонта. На момент подписания контрактов у нас есть только заявленный объем работ. Реальный объем работ, который предстоит выполнить, становится известным только после проведения полной дефектации судна.

Таким образом, применение твердых моделей цен допустимо только в том случае, когда мы достоверно можем определить объем работ. К таким работам мы относим строительство головных судов. Полагаю, что для опытно-конструкторских работ, которые осуществляются при строительстве головного судна, целесообразно применение модели ориентировочных цен с переводом их в фиксированные при реализации заказов в объеме 80%.

Существующая нормативная база также не может устраивать судостроителей. В настоящее время в отсутствие такой нормативной базы наш основной заказчик – Минобороны начинает влиять на процесс ценообразования различными письмами, директивами и указаниями. В сущности эти документы устанавливают трудновыполнимые и обременительные требования для нас как для исполнителей. Будь эти документы реально нормативными, они бы напрямую противоречили законодательству о антикоррупционной экспертизе нормативных документов.

При строительстве кораблей мы должны предоставить 23 наименования документов, в которых содержится огромное количество всевозможных обоснований. Речь идет, в частности, о производственной программе, которую мы должны предоставить не только по оборонзаказу, а на все остальные заказы и прочую продукцию. Причем такая информация должна быть предоставлена не исключительно по головному исполнителю, но и по всем соисполнителям. Минобороны требует предоставить расшифровки вплоть до указания наименования всех поставщиков, их ИНН, адресов и прочей информации. Ситуация усугубляется тем, что у предприятий, выпускающих военную продукцию, число соисполнителей доходит до тысячи. При этом ФЗ «О государственном оборонном заказе» содержит нормы, предусматривающие регулирование цен у головных исполнителей и у исполнителей первого уровня. На соисполнителей второго и третьего уровней этот закон не распространяется. При этом надо учесть, что исполнители второго и третьего уровней являются единственными поставщиками в силу специфики оборонной продукции, ее узкой специализации. То есть фактически они монополисты и диктуют головному исполнителю свои цены.

Есть еще один важный момент – это применение коэффициентов, которые отражают инфляционные процессы. При строительстве судов подписываются контракты, исходя из индекса инфляции, установленного МЭР. Например, до 2016 года такой индекс составляет 3,5%. В то же время Центробанк заявляет, что целевой программой нашего государства является достижение инфляции к 2016 году до 5%. Вот пример того, какие большие инфляционные риски содержит структура цены, которую нам приходится защищать.

Таким образом, очевидна необходимость создания нормативно-правовой базы, единой для исполнителей головного предприятия и всех соисполнителей, входящих в кооперацию. Она предполагает выработку механизма воздействия на соисполнителей всех уровней кооперации. Кроме того, нам необходимо разработать нормативную базу для определения цены для контрактов на опытно-конструкторские работы.

В целом, как мы полагаем, для всех работ с длительным циклом изготовления необходимо определить порядок индексов пересчета цен, учитывающих реальные инфляционные процессы. Кроме того, нам нужен посредник-координатор с арбитражными функциями, который будет разрешать спорные ситуации в рабочем порядке.

Тренд – превращение в казенные предприятия

Минобороны России (в лице руководителя Департамента Минобороны России по ценообразованию продукции военного назначения) в одностороннем порядке без согласования с Минэкономразвития, Минпромторгом, ФСТ РФ и предприятиями промышленности выдвинуло ряд инициатив в области ценообразования на продукцию военного назначения, поставляемую в рамках выполнения ГОЗ.

Одним из предложений Министерства обороны является ограничение рентабельности по формуле «1%+20%» (1% к стоимости покупных комплектующих изделий (ПКИ) и работ (услуг) производственного характера, выполняемых сторонними организациями, 20% к собственным затратам, включая стоимость сырья и материалов), а также «1%+25%» при поставке продукции по кредитной схеме.

“ Предприятиям промышленности нужна общая площадка для обсуждения вопросов ценообразования. Такую площадку лучше всего организовать в рамках Союза машиностроителей

Надо признать, что данная мера снижает мотивацию на развитие кооперации и заставляет предприятия возвращаться на путь «полного цикла». В то же время мировая практика идет по пути расширения кооперации, когда у головного предприятия остаются ключевые компетенции и роль интегратора в производстве. Применяемое ограничение к рентабельности по ПКИ в размере 1% никак не оценивает и не поощряет работу предприятия как интегратора.

Основное противоречие предложений Минобороны России по снижению рентабельности привнесенных затрат (кроме сырья и материалов) говорит о коренном непонимании военным ведомством сущности и роли головного исполнителя по ГОЗ. Головной исполнитель по ГОЗ – это термин, используемый в поставках продукции для нужд Министерства обороны. На самом же деле данные предприятия – просто производители данной продукции: готовых изделий вертолетов, двигателей, комплексов ПВО, самолетов, танков, автомобилей и т. д. То есть они не являются оптовыми базами, которые закупают номенклатуру изделий, комплектующих, упаковывают их в ящики и поставляют в Минобороны России.

Производители готовой продукции – совокупные интеграторы создания, испытания, производства готовых изделий, послепродажного обслуживания и несут ответственность за изделие в целом, включая гарантийные обязательства. Основной компетенцией производителей готовых сложных изделий является компетенция интегратора, требующая большого количества высококвалифицированного персонала, который в существующей методологии учитывается как административно-управленческий персонал (АУП) и затраты на содержание которого отражаются в накладных расходах. Производитель готовых изделий осуществляет сложное управление цепью поставок, в рамках которого несет большие риски за несвоевременные поставки, за некомплектные поставки, за поставки некачественных комплектующих, поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать головного исполнителя с оптовой базой. Принципы их работы принципиально разные.


Коллаж Андрея Седых

При подходе по ограничению рентабельности по формуле «1%+20%» фактическая рентабельность предприятий составит менее 5%.

По нашему мнению, на термине «рентабельность производства» стоит остановиться подробнее. Рентабельность производства – это отношение прибыли от реализации к полной себестоимости (мировое понятие).

Пересмотр международно признанного понятия рентабельности производства как отношения прибыли к полной себестоимости, включающей в том числе ПКИ и работы сторонних организаций, в сторону снижения для предприятий ОПК будет означать фактически тренд в сторону их деприватизации и превращения в казенные предприятия. С точки зрения инвестора-акционера, это означает отказ от инвестирования средств в предприятие, которое делает оборонную продукцию с рентабельностью ниже средних показателей по отрасли. Если продолжить эту тенденцию с учетом вложения денежных средств государством в обмен на акции таких предприятий, мы через несколько циклов де-факто закончим национализацию и фактически превратим предприятия, выполняющие преимущественно ГОЗ, в казенные, а это уже вектор промышленной политики и тренд развития государства.

По нашему мнению, необходимо однозначно трактовать понятие рентабельности производства. Рентабельность производства – это отношение прибыли от продаж (до налога на прибыль, прочих расходов) к полной себестоимости. В полную себестоимость во всем мире на основании отчетности по мировым стандартам включаются и ПКИ. В соответствии с постановлением правительства РФ № 29 от 25 января 2008 года уровень прибыли при расчете цены не должен превышать 25% затрат. При ограничении указанного размера прибыли необходимо учитывать, что часть затрат Минобороны РФ при формировании себестоимости не принимается (затраты на страхование, командировочные расходы сверх 100 рублей, суточные 550 рублей на проживание, затраты на уплату процентов по кредитам сверх ставки рефинансирования ЦБ и др.). Соответственно фактическая рентабельность производства будет существенно ниже рентабельности при определении цены по ГОЗ на этапе заключения контракта.

Минобороны России считает, что текущая структура персонала на предприятиях является неоптимальной, и предлагает при формировании цен исходить из соотношения 1:1 основных производственных рабочих и другого персонала, включая АУП, вспомогательных рабочих и ИТР.

Данное требование приведет к фактической убыточности поставки продукции в рамках ГОЗ, так как не учитывает специфику производства авиационной техники, которое требует содержание штата технологов, конструкторов, рабочих вспомогательных производств, летно-испытательного комплекса и АУП, выполняющего сложнейшую функцию интегратора.

Применение формулы «1%+20%» и ограничения соотношения персонала при расчете цен приведут к плановой убыточности. При этом надо учесть, что у двигателестроительных предприятий плановая рентабельность и так колеблется в пределах нулевой отметки, а в некоторых случаях она составляет 3%.

Неурегулированность вопросов ценообразования не позволяет заключить государственные контракты и ставит под угрозу своевременность поставки продукции в утвержденные правительством РФ сроки.

Это особенно актуально для предприятий, производящих продукцию с длительным производственным циклом (8–9 месяцев и более) при подписании контрактов на поставку в текущем году.

Предлагается: при сдвиге сроков подписания государственных контрактов на более позднюю дату предусматривать возможность сдвига сроков поставки продукции, соответствующей задержке подписания контракта и задержке выплаты аванса за продукцию.

Предложения в краткосрочной перспективе:

  • При формировании цен исходить из штатной численности персонала.
  • В государственном контракте одним из обязательных условий включить возможность пересмотра цены в случае превышения фактических индексов инфляции над прогнозными Минэкономразвития России.
  • При сдвиге сроков подписания государственных контрактов на более позднюю дату предусматривать возможность сдвига сроков поставки продукции, соответствующей задержке подписания государственного контракта и задержке выплаты аванса за продукцию.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе предлагается:

  • Инициировать законодательные процедуры по внесению изменений в существующее законодательство, регулирующее вопросы ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ и ГПВ, с учетом всех аспектов государственной политики РФ, уточняющие все спорные вопросы между заказчиками и производителями продукции, создающие долгосрочно понятные условия для планирования предприятиями своего развития, создающие экономические стимулы предприятиям для проведения оптимизации и сокращения себестоимости.

Василий Лапотько ,
председатель московского регионального отделения Союза машиностроителей России, заместитель генерального директора ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»

Необходим системный переговорщик

Как бы мы ни критиковали Минобороны за его политику ценообразования, но нужно признать тот факт, что 98% организаций ОПК уже подписали контракты по гособоронзаказу, а договоры нужно выполнять. Между тем совещание на тему «Вопросы ценообразования на продукцию военного назначения» подняло ряд вопросов, без ответа на которые трудно рассчитывать на развитие предприятий ОПК, а значит, и укрепление оборонного потенциала страны. Жаль, что на совещании не было представителей Минобороны и потому дискуссии не получилось.

Один из вопросов, который поднял директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга Сергей Довгучиц: какой федеральный орган должен отвечать за ценообразование? Поиск ответа на этот вопрос – пустая трата времени. Напоминаю, с 1991 года в нашем государстве строится соответствующий строй, в котором нет регулирования цен. Попытки найти какой-то орган, который будет выполнять функции Госкомцен или Госплана, бесперспективны. Контракт подписан двумя сторонами и любое вмешательство третьей стороны неправомочно. Надо быть готовым к тому, что скоро появится новая версия постановлений правительства №№ 656 и 29. С их появлением формула «20 плюс 1» будет легализована де-юре. Ведь Минобороны получило согласие на применение данной формулы со стороны президента и председателя правительства. Вместе с тем необходимо для анализа собрать статистическую информацию по итогам 2011 года и ответить на вопрос: что произойдет с прибылью предприятий? По оценке специалистов, в результате применения формулы «20 плюс 1» из оборота бизнеса будет «изъято» около 200 миллиардов рублей. Хотелось бы, чтобы Союз машиностроителей мог реально дать оценку экономическим результатам применения формулы «20 плюс 1».

Много претензий было высказано в адрес Федеральной службы по оборонному заказу. Из дискуссии следует, что нужно создавать новые нормативные акты. Но сегодня уже более ста нормативных документов регулируют процесс ценообразования при контрактации ГОЗ. Можно написать еще несколько нормативных актов, но это не изменит существующих тенденций. По поручению председателя правительства при Военно-промышленной комиссии создается рабочая группа по размещению заказа 2012 года. Подготовлен регламент рабочей группы, обсуждаются кандидатуры членов рабочей группы, которая, в частности, будет поднимать и вопросы ценообразования.

Как взаимодействовать с Минобороны по вопросам ценообразования.

Я всем привожу пример, как контрактовалось производство самолетов Як-130. Два предприятия, входящих в ОАК, направили свои предложения в Минобороны в надежде выиграть конкурс. Специалисты Минобороны берут их заявки и начинают сравнивать: сколько тонн металла тратит одно предприятие на производство самолетов, а сколько другое. То же самое происходит в отношении трудоемкости, уровня затрат, накладных расходов и т. д. Одно из предприятий, претендующих на контракт с Минобороны, было КБ, а другое – серийный завод. Понятно, что у них накладные расходы разные. Но специалисты Минобороны выбирают в калькуляции строчки, лучшие по цене. Одна фирма объявила цену контракта 475 миллионов рублей, а другая – 510 миллионов рублей. Минобороны, выбирая из каждой позиции то, что дешевле, объявляют цену контракта 450 миллионов рублей.

Можно ли было этого избежать? Конечно, можно. Но для этого предприятиям промышленности нужна общая площадка для обсуждения вопросов ценообразования. Такую площадку лучше всего организовать в рамках Союза машиностроителей, чтобы машиностроители имели возможность системно взаимодействовать, обмениваться методологическими и нормативными основами ценообразования и готовить переговорщиков для взаимодействия с Минобороны по этому вопросу.

Считаю, что сегодня Союзу машиностроителей нужно обратить внимание на подготовку законопроекта «О федеральной контрактной системе» (ФКС). Этот документ разработан Минэкономразвития по поручению президента Дмитрия Медведева.

Проект ФКС размещен в Интернете. С моей точки зрения, сегодня промышленность недостаточно внимательно относится к вопросу подготовки данного законопроекта. Нет предложений, детализации тех процедур, которые заложены в этом документе. В результате мы можем получить новый закон, который будем критиковать, как сегодня критикуем 94-ФЗ.

Причина такого отношения кроется в ошибочном мнении о том, что с мнением директорского корпуса ОПК мало кто считается в законодательном процессе. Пример тому – 94-ФЗ, который принимался без учета мнения специалистов и руководителей оборонной отрасли.

В результате мы получили законодательство, где нет места разным моделям цен. Но сегодня у «оборонщиков» есть свой представитель в Госдуме. Это первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Думаю, что такая точка зрения неправомочна. В случаях, когда государство дает деньги ОПК взамен на их акции, потом эти акции возвращаются в уставный капитал государственных компаний. Частные компании, как правило, не берут бюджетные деньги, потому что они не хотят делиться своей частью собственности с государством. Можно это критиковать, но по-другому не будет.

Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или лицевой счет в казначействе? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос: - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет и т.д. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другие требования к составу затрат, учетной политике, первичным документам и т.д.).

Не все затраты, признаваемые в налоговом и бухгалтерском учетах, можно включать в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Порядок определения затрат по договорам, заключенным после 29 апреля 2019 года, определен Приказом Минпромторга от 08.02.2019г. N 334, по ранее заключенным договорам - Приказом от 23.08.2006 г. N 200.

Организации, выполняющие ГОЗ, предоставляют ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Приказ МО РФ от 8 октября 2018 года № 554). Скачать форму отчета .

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

О чем надо знать до подписания контракта ГОЗ, чтобы снизить риск привлечения к ответственности руководителей?
НТЦ АПБ info@сайт,  +7 911 006 72 37 .
ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам: ответы на сложные вопросы, схемы, документы, формы, шаблоны, учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. Иногда можете даже и не догадываться об этом. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, поставщика могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и наказать за отсутствие раздельного учета, нецелевые расходы и т.д. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых . До подписания контракта вы резервируете счет в уполномоченном банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно п. е1, статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». Контракт должен содержать условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен ). Дополнительное соглашение банк не примет.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет вы сможете только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего государственную тайну), который содержит условие о возмещении;
- акт приема-передачи товара;
- платежные поручения, подтверждающие фактические расходы исполнителя за счет собственных средств;
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.). Перечень зависит от банка.
Может потребоваться сопроводительное письмо, текст которого содержит информацию, о том, что представленные соответствующие документы к распоряжению №____ от__________ подтверждают произведенную исполнителем оплату расходов по формированию запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения контракта №______ от______________ .
ВАЖНО! Возмещаемые затраты должны быть произведены до заключения контракта.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- ОБС получателя, за исключением разрешенных операций на иные счета получателей;
- иную информацию: код операции, назначение платежа, наименование товара, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов;
- в случае перевода денежных средств на иной банковский счет лучше указывать тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

ВНИМАНИЕ! Могут возникнуть проблемы с возмещением затрат и перечислением прибыли, если ваш заказчик оплатил часть договора по государственному оборонному заказу со своего расчетного счета (минуя отдельный счет). В этом случае уполномоченный банк посчитает, что ваш контракт не исполнен полностью.

Полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2196).

Что делать, если средств на специальном счете нет, а оплатить надо срочно? Заказчик может сначала пополнить специальный счет собственными средствами, затем вернуть деньги на свой расчетный счет. Разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Во-пятых. Специальный (отдельный) счет можно закрыть либо после полного исполнения Государственного контракта и получения соответствующего уведомления от банка, либо в связи с переводом в иной уполномоченный банк. Уведомления об исполнении государственных контрактов поступают в уполномоченный банк из Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ. Для закрытия Отдельного счета, после получения соответствующего уведомления, необходимо представить в банк заявление о расторжении договора банковского сопровождения ГОЗ и закрытии отдельного счета с указанием реквизитов для перечисления остатка денежных средств .

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2019 году - это Постановление от 28.12.2018 N 1702, Приказ Минфина РФ от 11.12.2018 № 259н.

Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов и т.д.

Раздельный учет ГОЗ при казначейском сопровождении отличается от аналогичного учета при банковском сопровождении и регулируется Приказом Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н. Но по существу подход и требования к раздельному учету совпадают. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности ведения раздельного учета и расходования средств ГОЗ.

Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в три миллиона рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. С лицевого счета можно перечислить на обычный расчетный счет поставщику по договору, заключенного на сумму 100 тыс. рублей и менее.

В случае поставки продукции ГОЗ из имеющихся запасов при казначейском сопровождении, в договоре с заказчиком (исполнителем предыдущего уровня) необходимо предусмотреть возможность возмещения произведенных расходов.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых , есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых , есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих , есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@сайт
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37 , или Контакты

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств. Штраф от 5 до 25 % суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

17 июня 2019 года. По словам заместителя руководителя ФАС России Даниила Фесюк, в плане контроля по гособоронзаказу ФАС находится в общем тренде перехода на рискоориентированный подход, снижение общего давления, переход к реакции только на назревшие проблемы и вопросы . Более того, ФАС России вышла с предложением о том, чтобы поднять минимальную границу рентабельности с учетом ключевой ставки рефинансирования Центробанка, то есть добавить к нижней границе размер ключевой ставки.

Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.

В 2019 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат).

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы.

Предприниматели, участвующие в ГОЗ, сначала пытаются, ни смотря ни на что, получить крупный заказ, а затем начинают думать, как достичь совершенства и прийти к безошибочному, отказоустойчивому и шкуросберегающему результату. Понятно, что кризис всеобщий, тяжело всем. Пришло время снижения специализации и разделения труда, сознательного увеличения рисков. Надо полностью ломать матрицу управления. Как создать «давление» на сотрудников, которые даже на реальной работе умудряются показывать виртуальный результат, и таким образом повысить доход компании. .

Основные документы, определяющие порядок работы с ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем;
7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета , открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;
8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, банка…… в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
Исполнитель:
1. Сам ведет расчеты с использованием специального счета.
2. Обязывает своих контрагентов вести расчеты со специального счета;
3. Сообщает по запросу номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию о своих поставщиках.
4. Вписывает в договоры со своими поставщиками условие, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» Статья 8.2. Основные обязанности исполнителя:
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту;
17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;
Исполнителям ГОЗ необходимо прежде всего подтвердить сам факт наличия раздельного учета.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» п.3.1 ст.7.1 исполнитель вправе:
включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
Необходимо вести раздельный учет и правильно составлять документы, обосновывающие наличие запаса.
44 ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок» п.10 ст.99 Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль...в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Проверки в сфере закупок ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:
метод анализа рыночных индикаторов;
метод сравнимой цены;
затратный метод.
В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.
В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:
метода индексации базовой цены;
метода индексации по статьям затрат.
Устанавливает:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ;
2. Методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
3. Порядок и условия применения видов цен на продукцию ГОЗ;
4. Порядок определения рентабельности (прибыли) продукции, поставляемой по ГОЗ.
Приказ ФАС России от 31.01.2018 №116/18 Об утверждении форм документов, предусмотренных положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.. Новые формы прогнозной цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 г. № 334 Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. Перечень принимаемых в ГОЗ затрат, порядок распределения накладных расходов.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2015 г.№ 501 Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Порядок работы с иностранными поставщиками в рамках ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 №9 1.Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Изменен порядок запретов и ограничений применения товаров импортного производства.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г.
№ 1275
12.В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.
Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документ определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 г.
№ 1482
1. Требования, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта , являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность ;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке.
Документ определяет требования к участникам размещения государственного оборонного заказа и наличия у них соответствующих мощностей, технологического оборудования, кадров и финансовых ресурсов.
Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 г. N 276 Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности..... на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу Как применять индексы цен.
Приказ ФСТ России от 02.08.2012 г. N 134 Об утверждении Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу Перечень статей затрат, величина которых подлежит индексации.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47 Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Правила ведения раздельного учета.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2017 г.
№ 1585
Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". ФАС составляет список юридических лиц, которые нарушили обязательства по ГОЗ.
Указ Президента РФ от 30.11.1995 г.
№ 1203
Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне
Приказ Минпромторга от 13.02. 2017 г.
№ 401
Об утверждении Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ. Установлена форма сводного расчета суммы запаса.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 г. № 93 2. Установить периодичность проведения Федеральной антимонопольной службой плановых проверок головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если иное не установлено федеральными законами:
не чаще чем 1 раз в 3 года для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к средней категории риска;
не чаще чем 1 раз в 5 лет для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска;
не чаще чем 1 раз в 10 лет для головных исполнителей, исполнителей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска.
Критерии – закрытая информация, которая не подлежит публикации в открытых источниках.
Постановление Правительства РФ от 11.08.1995 г. № 804 8. На военные представительства возлагаются:
участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции…..;
проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам);
приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;
........
выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации
Приказ МО РФ от 08.10.2018 г. № 554. 1. Организациями, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны РФ (военная приемка) предоставляют отчет ежемесячно не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным.
2.Иные организации представляют отчет по запросу Министерства обороны.
Порядок и сроки предоставления Отчета об исполнении государственного контракта
Приказ МО РФ от 19.11.2018 г. № 670. Об определении состава и формата представления головными исполнителями, исполнителями (организациями, выполняющими ГОЗ, в которых созданы ВП МО РФ), информации, содержащейся в отчете об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренном Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 Формат предоставления Отчета об исполнении государственного контракта
Приказ ФАС России от 23.03.2018 г. № 362/18. Об утверждении порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства Критерии завышения цены на продукцию ГОЗ
Приказ ФАС России от 18.04.2013 г. N 271/13. Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа Форма сведений
Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 г. № 1036 Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции Даны определения жизненного цикла, производства, проектирования и т.д. продукции ГОЗ
Приказ МО РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 г. № 475/13н. Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу идентификатор государственного контракта (ИГК)
Приказ Минпромторга РФ от 21.04.2017 г. № 1270 Об утверждении Порядка отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и Порядка выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции Правила выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 639 Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа Квоты в случаях неразмещения гос. заказчиками на проведенных торгах заказов.
Указание Центрального банка РФ от 22.11.2016 г. № 4210-У При переводе исполнителем средств, направленных на возмещение расходов на формирование запаса банком осуществляется контроль:
- непревышения суммы;
- оплаты исполнителем расходов на формирование запаса;
- полного исполнения заказчиком обязательств по контракту ;
- соответствия суммы акта приема-передачи товара.
Особенности мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу.
Указание Центрального банка РФ от 15.07.2015 г. N 3733-У О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа С 01.03.2019 г. один отдельный счет для оплаты в рамках данного контракта.
Письмо ФАС России от 14.02.2019 г. № АК/11005-ПР/19 О заключении государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции в целях исполнения государственного оборонного заказа с учетом норм Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 Условия контрактов при ориентировочной и возмещающая издержки цене.

Ответственность исполнителя ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа
Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ……влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
2.1.Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3.Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в части 1, 2 или 2.1 настоящей статьи, - влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55.2. Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу
1.Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей .
2.Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией…… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете…. на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.37. Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
1.Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.Грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Примечание. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 процентов .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.4.2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов
...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль …. - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля …-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
НОВОЕ!
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях
Статья 7.29. Принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), ... от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу... - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании
2.Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
НОВОЕ!
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях
Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей .
5. Действия, предусмотренные частями 4 и 4.1 настоящей статьи, если такие действия повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный Кодекс РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, .... совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 рублей , а особо крупным размером - 7 500 000 тысяч рублей .
Уголовный Кодекс РФ Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -

2. То же деяние:

Уголовный Кодекс РФ Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Предельная наценка ГОЗ. Перечень затрат, которые можно включить в расчет.

Вопрос: Какая должна быть максимальная наценка на продукцию по гособоронзаказу? Есть ли критерий, что мы (продавец) не должны устанавливать цену с накруткой больше 20% по гособоронзаказу? Есть ли какая либо ответственность? Наша организация на ОСНО, мы являемся поставщиками по гособоронзаказу продукции, которую сами покупаем.

Ответ: Да, есть.

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, когда формирует прогнозную цену гособоронзаказа, может заложить в цену прибыль не выше нормы. Нормы рентабельности (прибыли) он определяет в проценте от затрат. Прибыль исполнителя не может быть больше:

По уровню рентабельности есть два ограничения. Во-первых, прибыль исполнителя не может быть больше:
– 1 процента от плановых затрат на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних соисполнителей;
– 20 процентов от остальных плановых затрат.

А во-вторых, прибыль исполнителя не может быть меньше 5 процентов от плановых затрат, уменьшенных на стоимость покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних соисполнителей.

Пример расчета нормы рентабельности гособоронзаказа

ООО «Альфа» планирует заключить гособоронзаказ на производство 100 комплектов специального оборудования для пусковых установок. Для этого организация приобрела комплектующие и заключила договор на разработку программного обеспечения.

В себестоимость заказа «Альфа» включила следующие расходы:
– материалы – 500 000 руб.;
– комплектующие – 10 000 000 руб.;
– услуги сторонней организации по разработке ПО – 1 500 000 руб.;
– зарплата производственного персонала – 2 600 000 руб.;
– страховые взносы с зарплаты – 780 000 руб.;
– общепроизводственные затраты – 2 307 000 руб., в том числе амортизация производственного оборудования – 250 000 руб.;
– общехозяйственные расходы – 3 076 000 руб., в том числе расходы на командировки по территории России – 40 500 руб.:
– суточные – 3500 руб.;
– проезд – 20 000 руб.;
– проживание – 17 000 руб.

Общая сумма затрат – 20 763 000 руб.

Прибыль по заказу «Альфа» запланировала в размере 8 процентов от общей суммы затрат, то есть 1 661 040 руб.

Чтобы определить, соответствует ли такая норма прибыли нормативам, бухгалтер «Альфы» проверил ограничения, установленные абзацами и пункта 35 постановления Правительства РФ от 28 апреля 2015 № 407:

1. 1 процент от стоимости покупных комплектующих и услуг сторонних организаций – 115 000 руб. ((10 000 000 руб. + 1 500 000 руб.) х 1%);

В гособоронзаказе в обязательном порядке надлежит вести раздельный учет доходов и расходов по каждому госконтракту, контракту и договору.

Прибыль по ГОЗ (доходы) — это финансовый результат, который определяется и учитывается отдельно по каждому контракту и который не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат предприятия на поставку продукции по гособоронзаказу (раздел 4 ПП РФ № 1465 от 02.12.2017). Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, описывающей обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. Траты по гособоронзаказу учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа

Правительство РФ в качестве стимула для обеспечения исполнения гособоронзаказа устанавливает предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ № 1465 (Постановление Правительства 1465, комментарии и изменения с момента вступления в силу не добавлялись). Если продукция по государственному оборонному заказу является изделиями собственного производства, то норма прибыли по ГОЗ рассчитывается по максимальной ставке 20 %, если товары перепродаются, то норма определяется как 1 % (п. 54 ПП 1465).

Предельный уровень прибыли рассчитывается по формуле «двадцать плюс один» (20 % + 1 %), где 1 % прибыли умножается на привнесенные издержки, в которые входят покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других исполнителей, а 20 % прибыли — на собственные издержки. Величина плановой рентабельности, которая учитывается при расчете цены на продукцию, не может быть установлена в размере менее 5 % плановых собственных затрат исполнителя.

В контракте прописываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может.

Что включается в издержки по ГОЗ

Состав затрат по гособоронзаказу определяется Приказом Министерства промышленности и торговли № 334 от 08.02.2019. Он вступает в силу 30.04.2019 и отменяет действовавший ранее Приказ № 200 от 23.08.2006.

Приказ № 334 закрепляет новый порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к Приказу № 334.

Представим состав прямых издержек по гособоронзаказу в таблице:

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в Приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) П. 13
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе П. 14
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) П. 15
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты П. 16. Состав пусковых издержек закреплен в Приложении № 2 Приказа, на подготовку и освоение новых видов продукции — в Приложении № 3
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения П. 17
Специальные — включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции П. 18. Состав закреплен в Приложении № 4 Приказа
П. 21
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 22
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ П. 34
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями П. 35, абз.10, п. 41, абз. 7, п. 45.1

К общепроизводственным относятся издержки по управлению и обслуживанию производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении № 5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.

Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, а также с содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении № 6 Приказа.

Привнесенные затраты — это издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу.

Цены на продукцию по ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом № 200 от 23.08.2006, не пересматриваются и не меняются.

Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными Приказом ФАС № 116/18 от 31.01.2018.

Отчетная калькуляция

Отчетная калькуляция ГОЗ — это форма № 3 Приказа № 116/18, в которой отображаются фактические затраты по статьям калькуляции по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета.

На основании ст. 7.1 275-ФЗ, заказчик в обязательном порядке должен включать в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.

Здравствуйте, уважаемый Евгений!

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если в ходе исполнения государственного контракта, предметом которого являются поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной Президентом Российской Федерации, и срок ее поставок по которому составляет не менее чем три года, произошло изменение цены на эту продукцию, цена такого контракта может быть изменена по решению Правительства Российской Федерации при утверждении государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период или при уточнении государственного оборонного заказа на текущий год (ст. 6 ФЗ ).

Головной исполнитель, исполнитель вправе:

3) включать по согласованию с государственным заказчиком в государственный контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. О размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование указанного запаса, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

3.1) включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

3.2) включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием указанного запаса, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в соответствии с их компетенцией (ст. 7.1. ФЗ