Александр родченко опыты для будущего. Мультимедиа Арт Музей

С 24 сентября по 13 ноября в Мультимедиа Арт Музее будет представлена выставка работ легендарного советского фотографа, представителя русского авангард XX века, Александра Родченко. Вход для участников - свободный.

Русский авангард ХХ века - явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи, до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография... - все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Начало 1920-х годов - «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда - пусть на короткое время, пусть иллюзорно - возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать»*, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и другие приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека.

В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко - единственный, кто, благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...»**

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.

Контактная информация

Адрес: Москва, Остоженка, 16.

Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.

Для участников клуба «Российское Фото» вход бесплатный.

Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.

Александр Родченко (1891–1956) в своем творчестве был абсолютно универсальным: фотограф, архитектор, дизайнер, настоящий мультимедийный художник. Мультимедиа Арт Музей , проведший полсотни выставок замечательного мастера как в России, так и за рубежом, сегодня открыл, пожалуй, самую полную из всех выставок Родченко, отражающую все этапы и логику развития его творчества.

«Опыты для будущего» приурочены к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти художника. В проекте, который курируют Ольга Свиблова и Александр Лаврентьев, внук Родченко, участвуют Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, МАММ, музеи Астрахани, Вятки, Нижнего Новгорода, Перми.

Михаил Кауфман
«Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций»
1924

Различий между жанрами визуального искусства Родченко не делал. И это хорошо видно по его работам в живописи, графике и линогравюре, пространственным конструкциям, афишам, архитектурным эскизам, коллажам, рисункам для ткани, фотомонтажам, декорациям и костюмам к театральным и кинопостановкам и фотографиям, разумеется. Кажется, с момента появления диагональной композиции и приема ракурсной съемки, придуманных Родченко, никаких особенных открытий в мировой фотографии не случилось. Все продолжают цитировать русского конструктивиста, подчас и не догадываясь об этом. Родченко создал шрифт, сегодня известный во всем мире как «шрифт Родченко» .

«Девушка с лейкой»
1934

В 1925 году Родченко было поручено разработать проект экспоната для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Это был рабочий клуб, образцовый по оформлению и в то же время типовой по характеру помещения, абсолютный прототип функционального пространства. По стенам Родченко развесил тиражные плакаты, и в том числе собственный плакат «Киноглаз», к документальному фильму Дзиги Вертова 1924 года о новом государстве – СССР. Один из его эпизодов, посвященных пионерам, кстати, можно видеть на нынешней выставке. Все титры с элементами беспредметных композиций сделаны Родченко – он склеивал объемы из бумаги и картона и прикреплял к ним буквы. И под рукой мастера немой кинематограф обретал «визуальный» голос.

Александр Родченко и Варвара Степанова
«Юные планеристы». Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке»
1933

Родченко, безусловно, человек, идущий впереди своего времени, предугадавший возможности современного компьютера. «Недавно Анти размечтался, ему хотелось бы очутиться во времени на пятьсот лет вперед - посмотреть, что случилось с его картинами в будущем, и обратно сейчас же вернуться. Он, конечно, уверен, что таких вещей, как его, не было и не будет» , - писала в 1920 году в дневнике Варвара Степанова о своем муже (Анти - это домашнее имя Родченко).

Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского
1923

«Поэт Владимир Маяковский»
1924

«Охранник рядом с Шуховской башней»
1929

«Пионерка» / «Пионер-трубач»
1930

«Радиослушатель»
1929

«Портрет матери фотографа»
1924

«Лестница»
1930

«Пожарная лестница». Из серии «Дом на Мясницкой улице»
1925

С 14 сентября по 7 октября в Мультимедиа Арт Музее в рамках цикла «Школа Родченко в МАММ» пройдет выставка «Школа Родченко. Избранное».

За двенадцать лет своего существования Школа Родченко, которая является структурным подразделением МАММ, во многом способствовала формированию пейзажа нового российского искусства.

Выставка включает фотографии, видео и инсталляции, с помощью которых студенты и выпускники Школы Родченко исследуют реальность, стремительно меняющуюся на наших глазах, а также размышляют о природе искусства, которая видоизменяется и трансформируется под воздействием информационных технологий.

Одной из особенностей современного искусства является его многоуровневость. Новые технологии не отменяют традиционных форм и жанров, позволяя под необычным углом зрения взглянуть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество.


Видео Вика Лащенова «Этажом выше поют песни, пока кто-то купается с дельфинами» — ироничная рефлексия, посвященная явлению, получившему название «офисный планктон», интернациональному классу служащих, не связанных с производственными процессами, «зависшими» где-то между on-line и off-line. Пронизанный юмором проект Лащенова отсылает зрителей к искусству абсурда обэриутов.

Абсурдизм как эстетический и смысловой прием также используют Игорь Самолет и Света Исаева, работая каждый со своей семейной историей. Черный ящик (так называется видео Исаевой) — прибор, сконструированный бабушкой художницы и помогающий понять причины крушения авиакорабля. В замершем и замкнутом пространстве сама автор и члены ее семьи (бабушка, мама, тетя) пересказывают друг другу обрывки историй коллективных и личных полетов и катастроф.

Фотосерия Игоря Самолета «Завтрак для Артема» — размышление о том, может ли человек создать конкуренцию гаджетам, в попытке привлечь внимание нового поколения детей. Задача художника — придумать такую игру в реальности, чтобы она оказалась интереснее электронной. Игорь Самолет создает live-перформанс, в который вовлекает своего маленького племянника. Живая игра и человеческое общение хотя бы на время побеждают компьютерные игры.


Конкуренция между реальным и симулятивным также становится объектом внимания Антона Андриенко в фотопроекте «Среда», посвященном современным торговым центрам. Стараясь сделать эту среду комфортной для потребления, владельцы наполняют ее гротескными и порой абсурдными декорациями, изображающими живую природу. Общество, оторванное от природы, обустраивает вокруг себя пространство, только похожее на утраченную «естественную» среду.

Исследование другого — интеллектуального — пространства предпринимает в своем проекте Саша Пирогова. Сегодня, когда слово все больше заменяется действием или изображением, а материальную книгу теснят цифровые технологии, требуется новое осмысление библиотеки как социального института. Проект «Библимлен» (сокращенное от Библиотека имени Ленина) — это физическое, игровое вторжение в традиционное, строгое, дисциплинирующее пространство «Ленинки», главной библиотеки страны.

Анна Ротаенко задействует в своей видеоинсталляции «Real Weapon» визуальный язык GTA V. Художница переводит реальные ситуации в игровой мир, являющийся для нее аналогом капиталистической системы, которая только декларирует возможность действия, но на деле все сценарии оказываются запрограммированы заранее. Проектом «Real Weapon» автор иллюстрирует ситуацию замыкания критической рефлексии в вакууме эскапизма.

Данила Ткаченко, обладатель премии World Press Photo (2014) и European Publishers Award For Photography (2015) в серии «Закрытые территории» анализирует тему утопического стремления человечества к техническому прогрессу, который иногда становится фактором техногенных катастроф.

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) - один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко - самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями - MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру - при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.

Русский авангард ХХ века - явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. - все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.

Начало 1920-х годов - «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда - пусть на короткое время, пусть иллюзорно - возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).

Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко - единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...».

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья - небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России - Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»

Русский авангард ХХ века - явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография... - все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Начало 1920-х годов - «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда - пусть на короткое время, пусть иллюзорно - возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг "Мы обязаны экспериментировать«1, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко - единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: "Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...«2

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»


1 Александр Родченко. Опыты будущего. М., 1996, с. 199-200.
2 Александр Родченко. - Там же, с. 282.

МАММ представляет выставку Александра Родченко «Опыты для будущего» приуроченную к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти одного из главных лидеров русского художественного авангарда начала ХХ века.

В 2016 году также исполняется 20 лет Мультимедиа Арт Музею, Москва который гордится самой крупной коллекцией фотографий Александра Родченко.

Наш музей сделал более 50-ти выставок этого великого мастера в России и за рубежом, но эта выставка особенная. Она отражает все этапы и логику развития творчества Александра Родченко. Впервые на выставке «Опыты для будущего» (название одноименной книги художника) собраны не только картины, графика, линогравюры, трехмерные объекты, фотомонтажи, архитектурные опыты, но и уникальные материалы, включающие эскизы декораций и костюмов к театральным и кинопостановкам, а также фрагменты фильмов, в работе над которыми Александр Родченко принимал непосредственное участие. И конечно, его фотографии.

«И в жизни мы, человечество, есть опыты для будущего», - писал Александр Родченко. Великий русский поэт начала ХХ века Велимир Хлебников ввел в русский язык слово «будетлянин». Александр Родченко работал над оформлением книг Велимира Хлебникова, в том числе книги «Заумники» (1922), обложка которой будет показана на выставке. Термин «будетлянин», наверное, можно отнести и к личности Александра Родченко.

Художник никогда не делал различий между разными жанрами визуального искусства. Если использовать современную терминологию, Александр Родченко был мультимедиа художником. Создавая картины, графические работы, фотомонтажи, плакаты, работая над созданием нового шрифта, сегодня известного во всем мире как «шрифт Родченко», подходя к созданию титров для кино, как к важнейшей и интереснейшей творческой задаче, проектируя рабочий клуб, создавая архитектурные фантазии для города будущего, мечтая, чтобы искусство вышло на улицы, Родченко видел главную задачу в творческом преображении настоящего во имя будущего.

Он писал: «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое, хотя оно окажется ничто в сравнении со вчерашним, но зато послезавтра я превзойду сегодняшнее». Его творчество оказалось одним из важнейших факторов, повлиявших на изменение, как искусства, так и среды обитания в ХХ веке. Его жизненные установки, сформулированные в теоретических трудах, заданный им вектор движения и умение мечтать о будущем важны для нас и сегодня.

В 20-е годы Родченко работал над созданием музея нового типа, где стирались бы границы между видами и жанрами искусства. Эти принципы были заложены в фундамент создания и развития нашего музея, частью которого 10 лет назад стала Школа фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко.

Благодаря коллегам и партнерам Мультимедиа Арт Музея, Москва, предоставившим уникальные работы для этой выставки: Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственному центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина, Московскому музею современного искусства, Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина, Вятскому областному художественному музею им. В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородскому государственному художественному музею, Пермской государственной художественной галерее, и частным коллекционерам, мы имеем возможность максимально полно продемонстрировать многогранность таланта великого мастера. У художника не было случайных работ или брошенных идей. Он писал: «Если просмотреть всю мою работу за все время, то это будет огромное и совершенно новое произведение». Мы надеемся, что выставка «Опыты для будущего» поможет проявить уникальную целостность творчества Александра Родченко.